Продажа и обслуживание

Кассовых аппаратов

8 (495) 343-38-24

8 (926) 203-25-19

Контроль за применением контрольно-кассовых машин на территории Москвы

1. Общие положения

1.1. Настоящий материал подготовлен на основании Приложения №1 к приказу Управ-ления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 14.02.2000 №21 "Порядок ор-ганизации работы по контролю за применением контрольно-кассовых машин (ККМ) на тер-ритории г.Москвы" и предназначен для оказания методической помощи руководителям ор-ганизаций, предприятий, учреждений и физическим лицам, осуществляющим предпринима-тельскую деятельность без образования юридического лица, ведущим денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказания услуг с обязательным при-менением ККМ.

1.2. Работу по организации контроля за применением ККМ осуществляет Отдел опера-тивного контроля в сфере торговли и платных услуг Управления МНС России по г. Москве.
Работу по контролю за применением ККМ на контролируемой территории осуществля-ет Отделы оперативного контроля инспекций г. Москвы.

1.3. Проверки исполнения законодательства о применении ККМ и полноты учета вы-ручки проводятся во взаимодействии с органами налоговой полиции, внутренних дел, мест-ной администрации и другими государственными контролирующими органами. Они осуще-ствляются:
- на контролируемой инспекцией территории в общем порядке;
- путем проведения "перекрестных" проверок. В рамках "перекрестных" проверок допускается проведение сотрудниками одного налогового органа проверок организаций и индивидуальных предпринимателей на территориях, контролируемых другим налоговым органом;
- путем проведения "челночных" проверок на контролируемой инспекцией терри-тории. Данные проверки заключается в периодическом контроле за соблюдением требований законодательства о применении ККМ в местах массовой торговли (рынки, ярмарки и т. п.) в течение дня. Периодичность повторения проверки конкретного места массовой торговли определяется начальником отдела;
- путем проведения (участия в проведении) выездных налоговых проверок в связи с вы-явленными фактами нарушений законодательства, устанавливающего порядок работы с де-нежной наличностью и ведения кассовых операций.

2. Примерный порядок проведения проверки ККМ

2.1. Проверки проводятся следующими методами:
- визуального наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг, про-ведением работ) покупателям (клиентам);
- приобретение проверяющими товаров в личное пользование;
- приобретение товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (про-верочной) закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением со-ответствующего акта;
- выявление нарушений Закона в ходе выездных налоговых проверок.

2.2. На начальном этапе проведения проверки по результатам наблюдения проверяю-щими за продажей товаров (оказанием услуг) клиентам, наличием ценников (прейскурантов), соблюдением порядка выдачи покупки (оформления услуги, работы) дается предварительная оценка состоянию соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении де-нежных расчетов с населением на конкретном объекте проверки (точке). Особое внимание обращается на выдачу вместе с покупкой (услугой) кассового чека или приравненного к нему документа строгой отчетности по форме, утвержденной в установленном порядке. С согла-сия покупателей просматриваются выданные им чеки (документы строгой отчетности) на предмет их четкости и наличия в них обязательных реквизитов. Однократного нарушения достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства.

2.3. С учетом оснований, полученных в результате визуального наблюдения, прове-ряющие приступают к проведению проверки. При необходимости, в установленном порядке производится контрольная (проверочная) закупка товаров сотрудниками органов, наделен-ных соответствующим полномочием и участвующих в проведении проверки, которая оформляется соответствующим актом. После этого проверяющие предъявляют руководите-лю или другому должностному лицу организации поручение налогового органа, документы, удостоверяющие их личность (должность) и приступают к более детальной проверке соблю-дения законодательства о применении ККМ и документальному оформлению материалов проверки.

2.4. Проверяется весь комплекс документов, характеризующих статус организации и организационно-правовая форма, устанавливаются личности и должностное положение пер-сонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, атте-статов, удостоверений и т.п.), документов на право осуществления той или иной конкретной деятельности, на право пользования помещением, документов, подтверждающих регистра-цию организации и постановку ее на учет в налоговом органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами и т.п.
Одновременно проверяются: соответствие применяемых моделей ККМ требованиям Госреестра, классификатора ККМ, установленным срокам использования моделей, исклю-ченных из Госреестра, соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных дан-ных ККМ фактическим, их исправность, наличие договора на техническое обслуживание, карточки регистрации ККМ, наличие средств визуального контроля, маркировочной таблич-ки ККМ, пломб и т.д.

2.5. Проверка выполнения организацией требований «Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденного постановлением Со-вета Министров - Правительства РФ 30. 07. 93 № 745 (в редакции Постановления Правитель-ства РФ от 07. 08. 98 № 904) наряду с требованиями «Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином России 30. 08. 93 № 104, производится непосредственно на месте установки ККМ. Сверяется фактиче-ское место установки ККМ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККМ, путем осмотра внешнего состояния ККМ устанавливается тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, наличие голограмм, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др.

2.6. После осмотра ККМ рекомендуется тщательно проверить имеющиеся контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядко-вых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашении счетчи-ков и т.д. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККМ дата начала работы должна вводиться механически кассиром-операционистом ежедневно в начале смены, что не исклю-чает возможности злоупотреблений при использовании ККМ В то же время, на всех элек-тронных ККМ с фискальной памятью, включенных в Государственный реестр, дата и время покупки, нумерация чеков осуществляются в автоматическом режиме, что позволяет устано-вить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной лен-ты.

2.7. Проверяются нулевые чеки их количество, время пробития, если их несколько в те-чение смены, то чем была вызвана эта необходимость.

2.8. Проверяется наличие прошитого и скрепленного печатью (штампом) налогового органа журнала кассира-операциониста по ф. № КМ-4 (при наличии его на проверяемом объ-екте), надлежащим образом оформленных ценников на товары (прейскурантов на услуги).

При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ве-домства, организации), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей под-писи, печати и др.), а также на размещение его в доступном для клиента месте.

2.9. Если в ходе проверки будет установлено, что машина выдает кассовый чек с нечет-кой (нечитаемой) печатью, не полными реквизитами, или у машины неработоспособно печа-тающее устройство, неисправна работа дататора, нумератора, не обеспечивается выход чека, допущен и не устранен обрыв контрольной ленты, отсутствует текущая и результирующая информация на индикаторах кассира или покупателя и др., проверяющие отражают в акте неисправность ККМ и в доказательство этого к материалам проверки прилагают кассовый чек.

2.10. При выявлении ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе, необходимо убедиться в том, что эта машина не находится в скрытой эксплуатации. С этой целью реко-мендуется проверить паспорт на эту машину, документы о ее приобретении, показания сум-мирующих счетчиков, а также журнал кассира - операциониста (ф. № КМ-4) и контрольные ленты ККМ.

2.11. Одновременно проверяется наличие договора с ЦТО на сервисное обслуживание ККМ, а также ведение записей в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме № КМ-8 (бывш. форма № 30 Типовых правил по эксплуатации ККМ).

2.12. При проверке организаций (индивидуальных предпринимателей), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, т.е. с выдачей квитан-ций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности следует проверить правомерность применения данной орга-низацией (предпринимателем) документов строгой отчетности.

2.13. Право утверждения форм документов строгой отчетности, по представлению за-интересованных министерств, ведомств и организаций, предоставлено Министерству финан-сов России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ. Все остальные бланки не установленного образца не являются документами стро-гой отчетности и не дают права на прием наличных денег без применения ККМ.

Бланки строгой отчетности должны содержать следующие реквизиты:
а) гриф утверждения формы документа;
б) наименование формы документа, серию и шестизначный номер;
в) код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой доку-ментации (ОКУД);
г) дату составления документа;
д) наименование и код организации по Общероссийскому классификатору Предпри-ятий и организаций (ОКПО);
е) вид оказываемых работ (услуг);
ж) единицы измерения (в натуральном и денежном выражении);
з) подпись ответственных должностных лиц (с указанием должности).
Неотъемлемым реквизитом является наличие на каждом экземпляре бланка порядково-го номера.
Бланки строгой отчетности для осуществления денежных расчетов с населением без применения ККМ могут быть изготовлены типографиями по заказам министерств и ве-домств, администрации региона, а также по индивидуальным заказам организаций.

2.14. Организация (индивидуальный предприниматель), которая (ый) в соответствии с законодательством вправе применять при осуществлении денежных расчетов с населением документы строгой отчетности по утвержденным формам и не применяет их, а равно исполь-зует бланки неутвержденных форм, не освобождается от обязанности применения ККМ и несет ответственность, установленную абзацем 2 статьи 7 Закона.

2.15. В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции или другого приравни-ваемого к чеку документа строгой отчетности или выдачи документа с указанием суммы ме-нее уплаченной, проверяющий делает соответствующую запись в акте проверки.

2.16. За выявленные проверкой нарушения порядка учета, хранения и выдачи докумен-тов строгой отчетности, которые рассматриваются как нарушения порядка ведения бухгал-терского учета, следует применять меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации.

2.17. В акте проверки выполнения Закона Российской Федерации «О применении кон-трольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» отражаемся все факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки При описании составов правонарушений не-обходимо придерживаться тех формулировок, которые содержаться в законодательных актах Также акт должен содержать ссылки на конкретные статьи Закона, пункты нормативно-правовых актов, которые организация (индивидуальный предприниматель) нарушила (-ил). Обстоятельства совершения правонарушения должны подтверждаться документами, оформ-ленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц, свидетельскими показаниями (заявлениями) покупателей товара (оказанной услуги) и другими документами. В качестве доказательств нарушений законодательства о применении ККМ могут использоваться также документы и фактические данные организации (индивидуального предпринимателя), акты контрольных (проверочных) закупок, чеки, объяснения должностных лиц проверяемой орга-низации, документы предыдущих проверок, проведенных налоговыми инспекциями, а также государственными контролирующими или правоохранительными органами (акты проверок, протоколы, постановления контрольных инспекций и др.).
Объяснения должностных лиц проверяемой организации следует получить по каждому факту выявленного в процессе проверки правонарушения (что ограничит вероятность посту-пления последующих жалоб или претензий от проверяемых организаций по результатам проверок и принятым по ним решениям налоговых органов) В случае отказа должностных лиц проверяемой организации от дачи объяснения и подписания акта проверки этот факт от-мечается в акте проверки после подписи проверяющих записью примерно такого содержа-ния: "От подписания акта и объяснения причины нарушения действующего законодательства должностные лица организации (указывается, кто конкретно) отказались".

2.18. На организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований Закона РФ от 18.06. 93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осущест-влении денежных расчетов с населением» налоговыми органами налагаются штрафные санк-ции в соответствии с действующим законодательством.

2.19. Проверяющими разъясняются представителю объекта проверки права и обязанно-сти в соответствии со статьей 247 КоАП РСФСР и делается соответствующая запись в акте проверки.

2.20. По окончанию проверки и ее результатам составляется акт в двух экземплярах в соответствии с действующими требованиями Изменения, дополнения или уточнения после подписания акта не допускаются.
Акт проверки подписывается всеми проверяющими лицами и представителем органи-зации, присутствующим при осуществлении проверки. Один экземпляр акта (копия) переда-ется руководителю (представителю) проверяемой организации либо индивидуальному пред-принимателю, другой передается в инспекцию в день проведения проверки (в исключитель-ных случаях при проведении проверок в вечернее время допускается передача актов на сле-дующий день).
В случае выявления нарушения при проведении выездной (камеральной) налоговой проверки акт может быть составлен по совершенному ранее правонарушению при условии его доказанности. При составлении акта следует учитывать сроки наложения адми-нистративного взыскания, установленные статьей 38 КоАП РСФСР.

2.21. По окончанию проверки соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением проверяющими осуществляется оператив-ный контроль полноты учета выручки Проверяющие сопоставляют размер фактической вы-ручки за рабочий день (смену), полученный путем ревизии наличных денежных средств, на-ходящихся в денежном ящике ККМ и данных сменных отчетов («X» и «Z» отчетов) ККМ, а также данных журнала кассира-операциониста. Данные фиксируются в составляемом акте проверки наличных денежных средств.
Примечание. Перед подсчетом наличных денежных средств необходимо взять распис-ку у проверяемого об отсутствии в кассе его личных денег и иных, не оприходованных де-нежных средств, о представлении всех квитанций приходных кассовых ордеров по сданной выручке.
При выявлении нарушения учета наличного денежного оборота руководителем (замес-тителем руководителя) инспекции принимается решение об осуществлении документального контроля полноты учета выручки, полученной с применением ККМ (за неделю, месяц, квар-тал, год и т.д.). В ходе проведения контроля показатели фискальной памяти по проверяемому периоду документируются посредством снятия фискального отчета с проверяемой ККМ (в случае снятия фискальных отчетов с нескольких ККМ, составляется сводная ведомость и прилагается к акту проверки), заверяется подписью проверяющего и служат в дальнейшем исходным документом для сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности, журнала кассира-операциониста, кассовой книгой, журналом ордером № 1 (мемориальным ордером), приходными кассовыми ордерами (с приложениями) на приход денежной налич-ности в кассу предприятия, главной книгой или балансом, отчетом о движении денежных средств (форма № 4), книгой учета доходов и расходов граждан, имеющих доходы от пред-принимательской деятельности. В случае несоответствия данных выручки по фискальному отчету данным бухгалтерского учета и выяснения причин имеющихся расхождений прове-ряющие определяют характер допущенного нарушения Результаты проверки полноты опри-ходования денежной выручки, полученной с применением ККМ, оформляются актом про-верки полноты учета выручки, полученной с применением ККМ при осуществлении денеж-ных расчетов с населением.
Материалы проверки полноты учета выручки направляются в отдел выездных налого-вых проверок для осуществления контроля за полнотой и правильностью исчисления нало-гов и сборов, либо по решению руководителя (заместителя руководителя) инспекции выезд-ная налоговая проверка проводится силами Отдела оперативного контроля Результаты вы-ездной налоговой проверки доводятся до Отдела камеральных проверок для последующего контроля соответствия отчетных данных данным первичного учета с применением ККМ и полноты уплаты налогов Проведение выездных налоговых проверок организаций и индиви-дуальных предпринимателей, ведущих денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг, без проверок полноты оприходования денежной на-личности не допускается.

3. Рассмотрение материалов проверки

3.1. Руководителем (заместителем) инспекции выносится решение по актам проверок в срок до 15 дней (статья 257 КоАП) со дня получения материалов проверок, в зависимости от состава правонарушения, за исключением случаев возникновения спорных ситуаций, тре-бующих дополнительных проверок. По результатам рассмотрения материалов проверок с участием всех заинтересованных сторон должно быть вынесено одно из следующих реше-ний:
а) о привлечении к ответственности за нарушение Закона;
б) о направлении акта по территориальной принадлежности Инспекция, проводившая проверку, все материалы по проверке (объяснения, жалобы, письма и др. материалы) направ-ляет в инспекцию по месту учета налогоплательщика для принятия решения. В случае воз-никновения спорных ситуаций решение выносится инспекцией при рассмотрении материа-лов проверок с участием всех заинтересованных сторон сотрудников инспекции, которая проводила проверку, налогоплательщика и других юридических или физических лиц, кото-рые могут дать пояснения по обстоятельствам, имеющим значение для вынесения решения;
в) о прекращении рассмотрения дела, если акт проверки оформлен с явным нарушени-ем установленного порядка;
г) в случае отсутствия состава правонарушения решение по акту не выносится.

3.2. Наложение штрафных санкций за нарушение действующего законодательства о применении контрольно-кассовых машин производится не позднее 2-х месяцев со дня со-вершения правонарушения (статья 38 КоАП РСФСР). В решении должно быть отражено предложение о добровольной уплате предъявленной суммы штрафа, а также информация о том, что в случае несогласия с решением оно может быть обжаловано в установленном по-рядке (в суд и (или) вышестоящую инстанцию) в течение трех месяцев со дня, когда налого-плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (статья 139 Налогового кодекса Российской Федерации). Срок добровольной уплаты суммы штрафа определен статьей 285 КоАП РСФСР и составляет 15 дней со дня вручения решения о наложении ш графа, а в случае обжалования или опротестования - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае неисполнения юридиче-ским или физическим лицом решения налогового органа в срок, определенного статьей 282 КоАП РСФСР, в добровольном порядке налоговым органом должно быть предъявлено в ус-тановленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании сумм штрафа.
При повторном нарушении законодательства о ККМ налоговый орган в праве наложить штрафные санкции, либо предъявить в суд исковое заявление о ликвидации организации на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществ-лении организацией торговых операций (оказания услуг) после приостановления ее деятель-ности в порядке, установленном статьей 6 Закона, она подвергается штрафу в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.

3.3. В случае проведения проверок правоохранительными или иными контролирующи-ми органами и получения от них материалов проверок, налоговым органам следует перепро-верить выявленные нарушения, предусмотренные статьей 7 Закона, и, если они имеют место, составить акт и принять соответствующее решение.
При выявлении организаций и индивидуальных предпринимателей, не вставших (не-своевременно вставших) на налоговый учет в инспекции, к ним применяются меры налого-вой ответственности в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Отчетность Услуги УЦ Я зарегистрирован на портале поставщиков